Лечение заикания

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением либо пролонгацией звуков либо слогов, либо слов; либо частыми остановками либо неуверенностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти признаки значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось больше примитивное, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого агрегата».

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой появляется пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов либо слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой отслеживаются и тонические, и клонические судороги.

В иной систематизации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический недостаток, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; нормальна коморбидность с дизартрией. При этом допустимо появление невротических реакций, но течение заикания немного зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, традиционно поздно начинают говорить, вообще прогрессируют чуть неторопливей сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

При невротической форме заикания нормально типичное, либо раннее речевое и моторное становление. Запинки первоначально появляются на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает больше слаженное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания весьма зависит от функционального состояния: эти люди нередко примерно чисто говорят в мирной атмосфере, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с неизвестным человеком, неожиданно данный вопрос) не могут сказать ни слова из-за мощных речевых судорог. Также отмечается крепкая выраженность логофобии (ужаса речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, следственно для невротической формы заикания почаще используют термин «логоневроз», впрочем некоторые авторы применяют его легко как синоним слова «заикание».

Психологические особенности заикающихся
О психологических особенностях заикающихся было вестимо учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта задача затронута в дюже немногих работах и иным аспектам заикания уделено значительно огромнее внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об применении психических предосторожностей вопреки заикания (Плутарх) и об особенностях нрава заикающихся (Авиценна). В 19 в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные подмечают преимущество психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, подмечают слабость свободы, регресс духа и смущение (Меркель), преимущество недостатка именно свободы как поводы заикания (Винекен), воздействие сердечных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взоры и, высказывая своё суждение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

робость и смущение в присутствии людей;
чрезмерная впечатлительность;
яркость фантазий, усиливающая заикание;
относительная слабость свободы;
разнообразные психологические уловки для устранения либо снижения заикания;
боязнь говорить в присутствии определённых людей либо в обществе.
Также огромное значение в освещении фактической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчугана, в которой Сикорский И. А. скрупулезно и научно оправданно даёт психологическую колляцию пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и подмогнуть пациенту, применяя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из знаменитых литературных источников, правда данный случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с фактической поддержкой пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное изыскание психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и становлении взоров на психологические особенности заикающихся учёных древности по сопоставлению с учёными XIX в., нужным подметить, что в XIX в. возникла точка зрения о преобладании могущества психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание.