Требы онлайн

Требник, заказать требы онлайн — богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и других священнодействий, делаемых Православной церковью в специальных случаях и не входящих в состав храмового (социального) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

Книга получила своё наименование от слова «треба», которое в древнерусском языке имело священный толк и обозначало: «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного ритуала». В реальное время словом «треба» именуются молитвословия и священнодействия, делаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного либо нескольких христиан в специальных обстоятельствах их жизни. К ним относятся все Таинства (помимо хиротонии), Евхаристия трудно больных на дому, молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр.

По своему происхождению чинопоследования Таинств и других священнодействий, излагаемых в Требнике, восходят ко времени апостольской жизни церкви. Изначальные Требники до нас не дошли. Особенно ранним из знаменитых источников являются Евхологион Серапиона, митрополита Тмуитского (Египет, IV в.), а также альманах молитв и служб, содержащийся в восьмой книге «Апостольских постановлений».

По мере становления внешней стороны богослужения число молитвословий возрастало до IX столетия включительно. В греческой церкви Требник совместно со Служебником составляют цельную книгу, называемую Евхологион (Молитвослов). До наших дней сохранились рукописи VIII—IX столетий: Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, найденный митрополитом Порфирием (Успенским) во время его путешествия на Восток.

На славянский язык Требник был переведён впервой святыми Кириллом и Мефодием (IX век). Он был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При нём грек Феогност, поставленный епископом Киевским и всея Руси, повелел в 1328 году перевести на славянский язык привезённый им Требник. Его Требник вошёл во общее употребление в русской церкви.

С возникновением книгопечатания на Руси (1564 г.) рукописные Требники исправлялись при патриархах Филарете (1619—1633), Иоасафе I (1634—1640), Иосифе (1642—1652), Никоне (1652—1666), Иоасафе II (1667—1672), Иоакиме (1674—1690).

Патриарх Иоасаф I дополнил Требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году получил наименование Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращённый вариант Большого Требника. Он получил наименование Малого Требника. Патриарх Иоаким в 1687 году усовершенствовал это издание, напечатав в малом Требнике Номоканон (в сокращённом виде).

Виды требников и их содержание
Требник огромный — состоит из 2-х частей. В первой части содержатся последования Таинств (Крещения, Миропомазания, Венчания, Елеосвящения, Покаяния) и других священных служб: погребения умерших, освящения воды, пострижения в монашество. Этими молитвословиями Православная церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность. Молитвословия высказаны в той последовательности, в какой традиционно бывают потребны христианину.

Вторая часть Требника большого содержит основным образом молитвословия разных богослужебных и религиозно-житейских ритуалов, в частности:

молитвы на освящение пророческой, зданий и строений;
молитвы на освящение овощей (плодов) и винограда (гроздия);
молитвы разрешительные от клятвы;
молитвы при начале любого труда и вообще испрашивающие благословение Божие;
молитва святых седми отроков Ефесских о немощном и не спящем (страдающего бессонницей);
молитва над солию (солью);
последование в сыноположение (то есть при усыновлении кого-либо);
молитвы при благословении яств и артоса во Святую Пасху;
последование об отроках неудобоучащихся;
молитвословия об отгнании гневных духов.
Во 2-й части Требника размещены и некоторые последования, относящиеся к общественному богослужению:

чин умовения ног в Эпохальный четверг;
слова святого Иоанна Златоуста на Эпохальный четверг и на Святую Пасху и молитвы коленнопреклоненные на вечерне в день праздника Пятидесятницы;
молебные пения на различные случаи;
молитвы о взыскующих мира;
изложение ритуалов и молитвословий, какие бывают при принятии Православной церковью в своё лоно находящихся вне её;
чины на освящение храма;
Номоканон — собрание канонических правил.